Если вы хотите отстроиться от конкурентов, нарастить маржу и получить более лояльных клиентов, то вам нужно создать собственную торговую марку — СТМ.
Меня зовут Павел Хейсин, я 9 лет вожу грузы из Китая и развиваю . В этом материале расскажу, какие плюсы и минусы собственного бренда, как его зарегистрировать и нанести свой логотип на продукцию.
CТМ — это собственная торговая марка. Так называют бренд, под которым продавец реализует свои товары, а не продукцию других компаний. Как правило, на них нанесен логотип компании, разработан соответствующий дизайн и мифология бренда.
Чаще всего под СТМ понимают товары, которые продают под своими брендами крупные ретейлеры — «Красная цена» в «Пятерочке», «Каждый день» в Ленте и так далее. Но товары под СТМ изготавливают и продают не только крупные сети, но и селлеры любого масштаба.
Использование CTM помогает:
Выделиться среди конкурентов. На маркетплейсах часто можно найти безымянные вещи без логотипа и узнаваемого дизайна. Отстроиться от них не так просто: нужно либо снижать цену, либо придумывать интересное оформление карточек. Сделать сильный бренд — один из вариантов.
Нарастить маржу. Наверняка вы замечали, что какой-нибудь шампунь от мирового бренда в разы дороже, чем от безымянной компании — при этом состав может быть одинаковым. Дело в том, что товар под известным именем кажется потребителю надежнее, чем продукт от неизвестного продавца. Поэтому его можно продавать дороже.
Получить лояльных покупателей. Большинство клиентов на маркетплейсе не обращают внимание на имя продавца, а просто берут нужный товар. Вероятность, что такой клиент снова вернется к вам довольно низкая. Но если создать бренд, то покупатели вас запомнят и будут приходить в первую очередь к вам.
Придется больше платить. Чтобы зарегистрировать СТМ, нужно оплатить заявку в Роспатент, придумать дизайн и философию бренда, а также заплатить производителям, чтобы они нанесли ваши логотипы. Это удорожает стоимость партии, поэтому мы рекомендуем создавать свою марку, если вы уже опытный селлер.
Нужно налаживать связи и ждать оформления. Регистрация торговой марки длится около года. Кроме того, вам надо будет не просто заказывать товары из Китая, а выходить на производственные фабрики, договариваться с ними о дизайне вашей продукции и ждать, когда товар произведут под ваши требования. Это отнимает много времени.
Продукция под собственным брендом продается где угодно. Это может быть:
Но учтите, что площадки требуют дополнительные разрешительные документы — например, для маркетплейсов это будет сертификат или декларация соответствия, либо отказное письмо.
Подробнее о документах мы писали здесь.
Зарегистрировать свою марку не так сложно, но повозиться придется. В целом, алгоритм такой:
Так выглядит свидетельство о регистрации знака. Действует 10 лет. Источник: https://legalpatent.ru/uslugi/registratsiya-torgovykh-marok/
В теории можно ничего не оформлять, а просто самостоятельно придумать название бренда, нанести логотипы на фабрике, провезти товар через границу и даже продать его на маркетплейсе.
Но вы рискуете:
Когда у вас зарегистрирована торговая марка (или хотя бы подана заявка), можно придумывать дизайн и наносить его на продукцию. Для этого нужно искать фабрики, которые производят товар и напрямую к ним обращаться.
Фабрики можно искать тремя способами:
Учтите, что в первом случае выбора будет немного. Например, если вы продаете текстиль, то скорее всего будете обращаться к производителям из Индии — а у них почти нет сайтов. С фабриками в КНР ситуация лучше, но китайцы ценят и любят личное общение, так что лучше самому приехать в страну и общаться с производителем.
Чтобы нанести свои логотипы на продукцию, нужно разработать дизайн, отправить эскиз на фабрику, указать желаемые цвета в палитре Pantone. Учтите, что производители могут ошибиться с цветом или технологией печати, так что поначалу лучше заказать выкрасы образцов. Это кусочки материала, из которого будет сделана продукция — по ним можно проверить цвет и качество.
На продукцию можно нанести:
Кроме того, можно разработать свой дизайн коробки. Так что вы сами решаете, насколько явным сделать свой бренд — можно ограничиться одним логотипом, а можно полностью переработать дизайн продукции. Всё зависит от ваших потребностей и финансовых возможностей.
Итак, СТМ поможет вам отстроиться от конкурентов, поднять маржу и в перспективе получить лояльных клиентов. Однако регистрация торговой марки требует времени, а нанесение вашего дизайна на продукцию — денег. Поэтому мы рекомендуем создавать свою марку, когда вы уже продали несколько партий на маркетплейсе и хотите развиваться дальше.
Найти фабрику и договориться с ней о лучшей цене не так-то просто — для этого нужно иметь контакты в стране производства. Мы в давно сотрудничаем с производителями из Китая и готовы помочь наладить с ними контакты, если вы сами не знаете, как это сделать.